Какие права имеют все пассажиры РЖД?

Права пассажиров РЖД

Пассажир, осуществляющий поездку с помощью российских железных дорог, обладает целым комплексом прав, о существовании которых многие даже не догадываются.

О всех правах пассажиров РЖД расскажем в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

к содержанию ↑

Какими законами регулируются?

Какими законами и актами регулируются?

Правила перевозки пассажиров и права, имеющиеся у потребителей, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, регулируются следующими законами и подзаконными актами:

  • законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ФЗ №18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  • приказом Минтранса РФ №473 и постановлением правительства РФ №111 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
к содержанию ↑

При транспортировке багажа


При перевозке багажа пассажир имеет право на бесплатный провоз ручной клади весом не более 36 кг и габаритами не более 180 см. При поездке в вагонах СВ вес клади может составлять до 50 кг.

Ручная кладь размещается в специально отведенных для этого местах и не должна мешать другим пассажирам.

Запрещена перевозка вещей, способных навредить другим пассажирам или их клади, а также огнестрельного оружия, взрывчатых, зловонных, огнеопасных и отравляющих веществ.

За сохранность ручной клади несет ответственность сам пассажир. За багаж, перевозимый в специальных багажных отделениях и оплаченный согласно стоимости, несет ответственность перевозчик.

Условия при транспортировке багажа

При перевозке ручной клади преимущественное право пользованием нижним багажным местом (рундуком) имеет пассажир, проезжающий на нижней полке.

Пассажир имеет право за отдельную плату перевозить в багажном отделении или в пассажирском вагоне в специальных контейнерах мелких домашних животных, птиц, рыб и даже пчел.

При этом кормление такой живности не входит в обязанности перевозчика. Перевозка пчел осуществляется исключительно под наблюдением сопровождающего в фанерных пакетах или специализированных ульях.

На «живой багаж» выдается багажная квитанция со специальной отметкой.

к содержанию ↑

Перевозка детей

При перевозке детей пассажир имеет право на пользование определенными льготами:

  1. Перевозка одного ребенка возрастом до 5 лет осуществляется бесплатно, если он не занимает отдельного места.
  2. При перевозке более чем одного ребенка возрастом до 5 лет пассажир должен приобрести детский билет на каждое занимаемое место, но не более двух детей на одно место.
  3. При перевозке детей возрастом от 5 до 10 лет пассажир имеет право приобрести детский билет согласно установленным тарифам.
  4. Перевозка детей - льготы

  5. Детям возрастом более 10 лет приобретаются взрослые билеты.

Возраст детей определяется на день поездки, при посадке и во время следования поезда необходимо иметь документы, подтверждающие возраст ребенка.

к содержанию ↑

Выбор категории вагона



При следовании пассажир может по желанию занять имеющееся свободное место в вагоне более высокой категории. Для этого необходимо доплатить разницу в стоимости билетов начальнику поезда.

к содержанию ↑

Права пассажиров верхних полок

Согласно правилам перевозок, пассажиры во время следования поезда должны занимать места, соответствующие приобретенным билетам.

Пользование нижними полками пассажирами верхних полок не урегулировано правилами перевозок, поэтому в данном случае остается на совести и добровольном согласии обеих сторон.

к содержанию ↑

Продление срока действия билета при остановках в пути


Продление срока действия билета при остановках в пути следования

Пассажир имеет право сделать остановку по пути следования поезда на срок, не превышающий 10 суток.

Для этого необходимо обратиться в кассу вокзала по пути следования в течение 3 часов с момента прибытия на нее поезда.

Возобновить движение можно на поезде и в вагоне того же перевозчика, уплатив стоимость плацкарты и сбора за переоформление билета.

В случае остановки в пути по болезни ограничительный срок отсутствует, однако при этом необходимо предъявить документы, подтверждающие болезнь и ее продолжительность.

к содержанию ↑

Досрочный выезд или опоздание

Пассажир при наличии купленного билета может осуществить досрочный выезд в случае, если имеются свободные места.

В такой ситуации в кассе железнодорожного вокзала проставляется отметка. При опоздании на посадку менее чем на 12 часов, пассажир может восстановить право на проезд и:

  1. Возместить стоимость билета за вычетом цены плацкарты.
  2. Либо возобновить право на поездку на другом поезде с приобретением плацкарты без уплаты стоимости билета.

В случае несчастного случая или болезни, подтвержденных документально, срок восстановления права на проезд увеличивается до 5 дней.

В случае опоздания на пересадку по причине опоздания поезда пассажир может вернуть полную стоимость билета или оформить билет на другой поезд без взимания дополнительной платы.

к содержанию ↑

Предоставление различных предметов

Предоставление различных предметов проводником

Какие предметы пассажир вправе попросить у проводника во время движения?

Проводник поезда — не только лицо, следящее за порядком и чистотой вагона, но и обслуживающий пассажиров персонал.

Поэтому правилами перевозки предусмотрена возможность бесплатного предоставления проводником следующих предметов:

  • швейных принадлежностей (иголки, ниток, ножниц);
  • предметов посуды (стакана, ложки);
  • предметов досуга (шахмат, нард, шашек);
  • кипятка;
  • аптечки.

В фирменных поездах проводник должен предоставить набор путешественника, состоящий из зубной щетки и зубной пасты, мыла, салфеток, журналов и газет.

По возможности проводник должен зарядить или предоставить право на зарядку электронных устройств без взимания дополнительной платы.

Также согласно должностным инструкциям проводник должен постелить белье:

  • на верхних полках купейных и мягких вагонов, а также вагонах СВ;
  • на верхних полках в фирменных поездах в вагонах любых категорий;
  • в вагонах любых категорий по просьбе больных, пожилых людей, инвалидов, детей и беременных женщин.
к содержанию ↑

При отмене или задержке поезда

В случае отмены или задержки поезда пассажир имеет право на полный возврат средств, уплаченных за билет, до момента указанного в билете времени. Также пассажир в случае задержки поезда или опоздания на станцию прибытия может:

    Компенсация при отмене или задержке поезда
  1. Потребовать штрафных санкций в размере 3% от стоимости билета за каждый час опоздания за исключением случаев, когда перевозчик докажет, что задержка была осуществлена по независящим от него обстоятельствам.
  2. Возмещения морального вреда и убытков в судебном порядке.
к содержанию ↑

При отказе в посадке на места

В непредвиденных случаях, когда пассажиру отказывают предоставить место согласно приобретенному билету, ему обязаны предложить другое место, при этом он имеет право на:

  • предоставление места в этом же поезде более высокой ценовой категории без взимания дополнительной платы;
  • предоставление места низшей ценовой категории с возвратом разницы в цене;
  • полный возврат цены билета;
  • продление срока действия билета до следующего поезда.
к содержанию ↑

Возврат билетов

Пассажир имеет право вернуть билет обратно в случае каких-либо обстоятельств. При этом размер возвращаемых средств зависит от времени оформления возврата:

  • срок больше 8 часов до отправления поезда с начальной станции — полный возврат средств;
  • срок от 2 до 8 часов до отправления — возврат стоимости билета и 50% цены плацкарты;
  • срок меньше чем за 2 часа до отправления — только возврат стоимости билета без возврата цены плацкарты.
к содержанию ↑

Если проездной документ утерян

Что делать, если проездной документ утерян?

В случае потери билета пассажир может его восстановить, если имеется возможность идентификации сведений об утерянном или испорченном билете.

Если пассажир может подтвердить приобретение билета конкретной стоимости, номера поезда, вагона и места, то билет восстанавливается без взимания дополнительной платы.

Это положение касается только поездов дальнего следования, билет на поезда пригородного сообщения не восстанавливается.

к содержанию ↑

В каких случаях пассажир может быть удален из поезда?

Пассажир может быть удален из поезда при посадке или во время следования в следующих случаях:

  1. Сотрудниками МВД в случае нарушения общественного порядка или спокойствия других пассажиров. При этом денежные средства, уплаченные за билет, не возвращаются.
  2. Медработниками в случае, когда пассажир болен, при этом болезнь препятствует дальнейшей поездке или угрожает здоровью других пассажиров и отсутствует возможность изоляции больного. При этом пассажир может быть удален только на станции, имеющей необходимые лечебные учреждения для излечения. При желании пассажира денежные средства за непреодоленное расстояние будут ему возвращены за вычетом цены плацкарты. Второй вариант — перевозчик делает отметку об остановке в следовании и продлении срока действия билета на время болезни. При этом необходимо документальное подтверждение лечебного учреждения.
  3. Пассажир удаляется в случае безбилетного проезда и отказа в оплате стоимости проезда.

В каких случаях и кем пассажир может быть удален из поезда?

В случае, если пассажира высаживают с поезда из-за отсутствия электронной регистрации, необходимо обратиться к начальнику поезда, который уполномочен в решение проблемных ситуаций.

При его согласии можно доехать до ближайшей станции, где по номеру электронного билета и паспорту приобрести бумажный билет в автомате или кассе.

к содержанию ↑

Посещение туалета на вокзале

Вход в туалет на железнодорожных вокзалах по пути следования для пассажиров бесплатен и осуществляется при предъявлении билета.

При этом бесплатное пользование возможно за сутки до отправления поезда и в течение одних суток после прибытия поезда на конечную станцию.

Это правило регламентируется Уставом железнодорожного транспорта РФ, поэтому в случае отказа кассира от бесплатного обслуживания можно напомнить ему о соответствующем пункте устава или обратиться в администрацию вокзала.

к содержанию ↑

Курение и распитие спиртного

Курение в поездах на сегодняшний день запрещено, хотя ранее курить разрешалось в тамбурах (стыках вагонов).

Сейчас единственное место, в котором можно курить во время следования в поезде, это станционные платформы во время остановок. При этом расстояние от места курения до здания вокзала должно составлять не менее 15 метров.

Курение и распитие спиртного в пути

Что касается спиртных напитков, то их употребление во время следования в поезде запрещено.

Единственным исключением является вагон-ресторан, где они предлагаются в меню, но крепостью не более 16%.

Нарушение спокойствия других пассажиров, вызванное употреблением спиртного, влечет за собой ответственность согласно КоАП РФ.

Таков краткий перечень прав пассажиров РЖД, который им предоставляется согласно правилам перевозок и законодательством РФ. Пользоваться ими или нет при поездке на поезде — дело личное, но знать их необходимо.

Тайные правила РЖД, о которых вам не расскажут в кассах, в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!


Также рекомендуем к прочтению:

  1. Можно ли сдать билеты в театр или кино по закону?
  2. Важно знать, как вернуть электронный билет на сайте РЖД: пошаговая инструкция
  3. Как получить компенсацию за задержку рейса самолета?

Поделиться в соц.сетях


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

2 Комментариев

  1. их полок отказали в пользовании столиком внизу, а я принимаю пищу на верхней полкеЗдравствуете!
    Немного мыслей вехнего пассажира1
    А вот если пассажиры нижн и для моего удобства, чтобы держать пищу на своих коленях свесил ноги как раз над «их столиком » то это как? Справедливо или нет. Я же тоже гражданин РФ, я имею же право на 1/4 пространства купе или 1/6 плацкарта? НО суммы то билетов одни.НО я не думаю что РЖД столь не дальновидно, если снизит цены на верхние полки постоянно, а не на время каких либо акций!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Или госпожа Федорова, давшая комментарии не способна понимать это? Мое предложеение = издать приказ по РЖД и согласно ему разрешить проезд работников РЖД РФ любого должностного положения только в купейных вагонах, естественно кроме руковыодителей РЖД РФ , руководителей дорог и их замов. Запретить оплату им полетов на самолетах, так как они уже пользуются бесплатным ЖД сообщением. Пусть в командировку смотаются во Владивостока и покушают 8 суток на верхней полке, думаю, что возвратясь, они будут как таксы, и в столовке есть под столом и рабоать в лежачем положении что естественно не будет способствовать процветанию РЖД, хотя деньги делают не эти и так «лежащие » должности.
    Будут возмущаться- пожалуйста жалуйтесь, но пусть знают, что только они создают имидж уважаемых Российских Железных дорог и возмущаясь нисколько ему не способствуют!!! Мы же пассажиры в основном не возмущаемся. А руководство РЖД поиметчто все доходы приходят только в делах и максимуме работоспособности а не в максимуме отъёма прав отдельных категорий гражан.
    Совсем смешно что считать стали что верхние это враги нижних и наоботрот.
    Хоря же солвершенно очевидно что порядок пользования полками не урегулирова правилами перевозок. И итого не найдешь в информации на на одном объявлении в вагоне. Вот что пить спиртное и курить ДА, а вот что пассажир имеет право на то что проводник обязан(должен) постелить постель при опрпеделенных условиях этого нет, что пассажир имеет право если его место уже занято на представыление или на более дорогое место без оплаты или более ниже по цене но с доплатой этого нет.
    Так что успехов Вам и преодоления трудностей в обеспечении перевозок и их улучшении, а особенно во время ЧМ по футболу. Рассмотрите возможность запрета продажи спиртных напитков в вагонах ресторанах вообще! Хотя бы на период ЧМ. Сейчас 16 % но ведь и с пива с ума сходят.
    Леонид, Е-мейл указан

  2. Цены на билеты ростут а качество вагонов например Челябинск Москва все хуже и хуже билеты продают только в вагоне где разрешено провозить животных со станции Димитровград москва

Добавить комментарий