Ответственность за ненадлежащую рекламу по закону

Ненадлежащая реклама

С ростом информационных технологий увеличиваются возможности для рекламы товаров. Однако не все стремятся делать это честным путем.

Мы разберем разные виды реклам и посмотрим, как это регулируется в законодательстве. О ненадлежащей рекламе поговорим далее.


Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

к содержанию ↑

Понятие

Понятие и описание

Ненадлежащей рекламой признается та, в которой обнаружены нарушения правил составления рекламы и ее размещения.

Можно сказать, что недобросовестная и недостоверная реклама являются частными случаями ненадлежащей.

С точки зрения закона недобросовестной рекламой считается та, которая прямо или косвенно направлена на принижение других товаров. Это может проявляться в некорректных сравнениях и намеках, которые негативно сказываются на деловой репутации фирм.

Также сюда относится несанкционированное использование других товарных знаков или меток. Причем даже если вы не использовали скопированный товарный знак конкурента, а немного видоизменили его, оставляя по-прежнему узнаваемым, это также может быть отнесено к случаям недобросовестной рекламы.

За изготовление и распространение недобросовестной рекламы фирме полагается наказание. Это регулируется в специальном законе «О рекламе», а также антимонопольным законодательством Российской Федерацией.

Недостоверной рекламой признается та, в которой были искажены характеристики товара, либо использованы неверные данные. Причем принимаются во внимание конкретные признаки, такие как вес, состав, размеры, условия эксплуатация, страна производства и многое другое.

Если же в рекламе говорится о товарах, входящих в один набор, то в действительности количество и качество товаров в рекламе и жизни должны совпадать.

Понятие ненадлежащей рекламы

Даже если вы упомянули гипермаркет, в котором можно приобрести продукт, а он там на самом деле не продается, это также относится к недостоверной рекламе.

Здесь также недопустимо сравнение с другими товарами. Если в рекламе будет фраза «Наш шкаф лучше шкафа фирмы А», это может попасть под описание как недобросовестности, так и недостоверности.

Ну и конечно рекламе должна содержать полную и правдивую информацию о стоимости, методах оплаты, способах и стоимости доставки, предоставляемой гарантии и возможностях возврата некачественного товара.

Также если вы упомянули, что предмет защищен авторским правом, что в реальности совсем не так, за это также могут привлечь к ответственности. То же самое можно сказать о предоставлении лживых данных о наличии различных наград и дипломов.

Если какая-либо информация, упомянутая в тексте рекламы, не будет иметь реального подтверждения, то это можно приписать к нарушению законодательства и признании рекламы недостоверной.

к содержанию ↑

Законодательный регламент


Законодательный регламент вопроса

Все определения недобросовестности и недостоверности, а также ответственности за нарушения критериев надлежащей рекламы, закреплены в России в некоторых законах.

В частности, существует специальный федеральный закон «О рекламе», принятый Государственной Думой в 2006 году.

Он полностью охватывает сферу рекламной деятельности, рассматривает разные ее виды, такие как рекламы на телевидении, радио, газетах, транспорте и так далее.

Отдельно рассматривается продвижение определенных видов товаров, например, алкоголя, детского питания, ценных бумаг. Он также устанавливает связь с антимонопольным законодательством России.

Еще один важный документ – Постановление Правительства РФ, которое регламентирует привлечение к ответственности за случаи нарушения рекламного законодательства.

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции расскажет о законопроектах в этом ролике:

к содержанию ↑

Чем отличаются добросовестная и недобросовестная?

Чем отличаются добросовестная и недобросовестная реклама?

Чем различаются реклама: добросовестная и недобросовестная? Очевидное различие – законность того или иного вида рекламы.

За недобросовестную последует привлечение к ответственности, в то время как добросовестная может спокойно распространяться по различным каналам связи.

Однако более важное отличие лежит в самом подходе к составлению текстов, видеороликов, картинок и другого.

В первом случае силы направлены на описание характеристик продукта, создание положительного имиджа о товаре либо компании. Основной акцент делается на то, чем этот товар хорош и как он улучшит жизнь покупателя.

Во втором случае действия рекламщиков направлены на то, чтобы очернить конкурентов и на этом фоне выставить свой продукт в выгодном свете. Явный признак недобросовестной рекламы – это упоминание фирм конкурентов.

Причем с законодательной точки зрения, для привлечения к ответственности необходимо упоминание конкретной торговой марки либо нескольких марок. Рекламщики этим пользуются, заменяя конкретные названия фразами «все остальные».

к содержанию ↑

Примеры


Распространенные примеры

Очень частым случаем является сравнение продукты с «обычными» и «всеми остальными» товарами.

Наиболее яркий пример – реклама порошка, когда ведущий заходит в дом и узнает, что там стирают «обычным» порошком.

С теоретической точки зрения такую рекламу можно отнести к недобросовестной.

Или вот такая фраза на рекламном баннере: «Подумай головой: какой же банк надежный, ну а какой – плохой!». Здесь также налицо принижение конкурентов и попытка представить свою компанию в лучшем свете по сравнению с остальными, пусть конкретных названий и не упоминается.

Еще один пример, который некоторое время транслировался по радио. «Хорошие родители возят своих детей на Лубянку. А вы хорошие родители?». Впоследствии эта реклама была запрещена Федеральной Антимонопольной Службой.

Другой известный случай – проблемы со слоганом канала Муз-ТВ, который сообщал всем желающим, что «Муз-ТВ – главный музыкальный канал».

По мнению сотрудников ФАС такие заявление должны иметь достаточные подтверждения. Поскольку таковых предоставлено не было, слоган использовать запретили.

Примеры недобросовестной и недостоверной рекламы:

к содержанию ↑

Форма конкуренции

Реклама как форма конкуренции

Если мы вновь обратимся к законодательной стороне вопроса, то никакого четкого описания того, какие именно действия можно отнести к недобросовестной конкуренции, мы не найдем.

Три основных критерия: наличие выгоды у компании, нарушение законодательства России и косвенное причинение материального вреда конкурентам.

К способам относят предоставление ложной информации, которая искажает характеристики конкурентов и самого товара, некорректные высказывания в отношении других производителей. Все это может реализоваться также с помощью недобросовестной рекламы.

Тем не менее, не каждый факт ненадлежащей рекламы можно отнести к проявлению недобросовестной конкуренции.

Важнейшим условием является прямая или косвенная возможность причинения материального вреда конкурентам. Это также может отражаться в снижении доверия к другим компаниям и нанесение вреда их деловой репутации.

Однако обратная зависимость верна всегда. Другими словами, каждый акт недобросовестной конкуренции, связанный с рекламой, является фактом ненадлежащей рекламы.

к содержанию ↑

Виды


К видам ненадлежащей рекламы относятся:

  • недобросовестная;
  • недостоверная;
  • неэтичная;
  • заведомо ложная;
  • скрытая.

Виды заведомо ложной информации

Первые два понятия мы уже успели рассмотреть.

К неэтичной рекламе относится та, которая нарушает негласные нормы морали и этики в обществе.

Примерами могут служить употребление ненадлежащей лексики, в том числе наличие ненадлежащих подтекстов.

Также сюда можно отнести оскорбление по религиозному, расовому, политическому признаку, оскорбление убеждений человека либо определенной группы людей.

К заведомо ложной рекламе можно отнести к одной из проявлений недостоверной. В этом случае компания дает информацию, которая призвана дать покупателю ложное представление о продукте.

Скрытая реклама осуществляется через навязывание товара либо мнения аудитории косвенными путями. Так покупатели даже не осознают, что им что-то рекламируется. Это может осуществляться через кинофильмы, телепередачи, радио-подкаты и другое.

О видах ненадлежащей рекламы в этом видео:

к содержанию ↑

Чего не должно содержаться?

Чего не должно содержаться в названии товара?

Любая реклама не должна содержать недостоверной информации, касающейся характеристик товара, условиях его применения, месте происхождения, условиях оплаты, доставки и ремонта.

Там также не должно быть негативного упоминания конкурентов, оскорбительных высказываний и намеков в их сторону.

Недопустимо употреблений таких слов, как «лучший», «номер 1», «главный», «самый красивый, удобный, полезный и т.д.».

Кроме того, недопустимы оскорбительные высказывания в отношении определённых групп населения, основанных на религиозном, расовом, политическом и других признаках.

к содержанию ↑

Куда жаловаться?

Сообщение о факте ненадлежащей рекламы можно направить в Территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы.

На данный момент на территории Российской Федерации именно ФАС занимается решением конфликтов и принятии жалоб, связанных с фактами распространения недостоверной рекламы.

к содержанию ↑

Какая ответственность предусмотрена?

Нарушение законов о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную за нарушение гражданского законодательства.

Такие нарушения чаще всего признаются административными и влекут за собой наложение штрафа как на компанию в целом, так и на руководителя в частности.

Также при подаче искового заявления и положительном сходе дела нарушившую компанию могут принудить выплатить компенсацию пострадавшей стороне. При этом даже в случае уплаты штрафа распространение ненадлежащей рекламы нужно будет прекратить.

к содержанию ↑

Судебная практика

Пример из судебной практики

Яркий пример нарушения рекламного законодательства – рассылка листовок жителям многоэтажек.

Агенты компании, сделавшей это, не признавали это рекламой, так как они считали эту рассылку предназначенной для «неопределенного круга лиц».

Антимонопольные органы с ними не согласились, мотивировав это тем, что действия все-таки были адресными.

На сегодняшний день чтобы рекламу признали ненадлежащий и наложили наказания за ее распространение, нужно официальное обращение в специальные службы.

Конечно, это не касается больших и известных компаний, которые находятся на виду. Во всяком случае всегда лучше рекламировать свой товар честным способом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!


Также рекомендуем к прочтению:

  1. Ответственность за введение в заблуждение покупателя по закону о защите прав потребителей
  2. Ответственность за отсутствие книги жалоб и предложений по закону о защите прав потребителей
  3. Какая ответственность предусмотрена за разглашение персональных данных?

Поделиться в соц.сетях


Автор статьи - Кречетов Игорь Сергеевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.