С ростом информационных технологий увеличиваются возможности для рекламы товаров. Однако не все стремятся делать это честным путем.
Мы разберем разные виды реклам и посмотрим, как это регулируется в законодательстве. О ненадлежащей рекламе поговорим далее.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

к содержанию ↑Понятие компенсации за причинение морального вреда в нашей статье.
Понятие
Ненадлежащей рекламой признается та, в которой обнаружены нарушения правил составления рекламы и ее размещения.
Можно сказать, что недобросовестная и недостоверная реклама являются частными случаями ненадлежащей.
С точки зрения закона недобросовестной рекламой считается та, которая прямо или косвенно направлена на принижение других товаров. Это может проявляться в некорректных сравнениях и намеках, которые негативно сказываются на деловой репутации фирм.
Также сюда относится несанкционированное использование других товарных знаков или меток. Причем даже если вы не использовали скопированный товарный знак конкурента, а немного видоизменили его, оставляя по-прежнему узнаваемым, это также может быть отнесено к случаям недобросовестной рекламы.
За изготовление и распространение недобросовестной рекламы фирме полагается наказание. Это регулируется в специальном законе «О рекламе», а также антимонопольным законодательством Российской Федерацией.
Недостоверной рекламой признается та, в которой были искажены характеристики товара, либо использованы неверные данные. Причем принимаются во внимание конкретные признаки, такие как вес, состав, размеры, условия эксплуатация, страна производства и многое другое.
Если же в рекламе говорится о товарах, входящих в один набор, то в действительности количество и качество товаров в рекламе и жизни должны совпадать.
Даже если вы упомянули гипермаркет, в котором можно приобрести продукт, а он там на самом деле не продается, это также относится к недостоверной рекламе.
Здесь также недопустимо сравнение с другими товарами. Если в рекламе будет фраза «Наш шкаф лучше шкафа фирмы А», это может попасть под описание как недобросовестности, так и недостоверности.
Ну и конечно рекламе должна содержать полную и правдивую информацию о стоимости, методах оплаты, способах и стоимости доставки, предоставляемой гарантии и возможностях возврата некачественного товара.
Также если вы упомянули, что предмет защищен авторским правом, что в реальности совсем не так, за это также могут привлечь к ответственности. То же самое можно сказать о предоставлении лживых данных о наличии различных наград и дипломов.
Если какая-либо информация, упомянутая в тексте рекламы, не будет иметь реального подтверждения, то это можно приписать к нарушению законодательства и признании рекламы недостоверной.
к содержанию ↑Законодательный регламент
Все определения недобросовестности и недостоверности, а также ответственности за нарушения критериев надлежащей рекламы, закреплены в России в некоторых законах.
В частности, существует специальный федеральный закон «О рекламе», принятый Государственной Думой в 2006 году.
Он полностью охватывает сферу рекламной деятельности, рассматривает разные ее виды, такие как рекламы на телевидении, радио, газетах, транспорте и так далее.
Отдельно рассматривается продвижение определенных видов товаров, например, алкоголя, детского питания, ценных бумаг. Он также устанавливает связь с антимонопольным законодательством России.
Еще один важный документ – Постановление Правительства РФ, которое регламентирует привлечение к ответственности за случаи нарушения рекламного законодательства.
Как написать претензию на некачественное оказание услуги? Читайте об этом здесь.
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции расскажет о законопроектах в этом ролике:
к содержанию ↑Чем отличаются добросовестная и недобросовестная?
Чем различаются реклама: добросовестная и недобросовестная? Очевидное различие – законность того или иного вида рекламы.
За недобросовестную последует привлечение к ответственности, в то время как добросовестная может спокойно распространяться по различным каналам связи.
Однако более важное отличие лежит в самом подходе к составлению текстов, видеороликов, картинок и другого.
В первом случае силы направлены на описание характеристик продукта, создание положительного имиджа о товаре либо компании. Основной акцент делается на то, чем этот товар хорош и как он улучшит жизнь покупателя.
Во втором случае действия рекламщиков направлены на то, чтобы очернить конкурентов и на этом фоне выставить свой продукт в выгодном свете. Явный признак недобросовестной рекламы – это упоминание фирм конкурентов.
Причем с законодательной точки зрения, для привлечения к ответственности необходимо упоминание конкретной торговой марки либо нескольких марок. Рекламщики этим пользуются, заменяя конкретные названия фразами «все остальные».
к содержанию ↑Примеры
Очень частым случаем является сравнение продукты с «обычными» и «всеми остальными» товарами.
Наиболее яркий пример – реклама порошка, когда ведущий заходит в дом и узнает, что там стирают «обычным» порошком.
С теоретической точки зрения такую рекламу можно отнести к недобросовестной.
Или вот такая фраза на рекламном баннере: «Подумай головой: какой же банк надежный, ну а какой – плохой!». Здесь также налицо принижение конкурентов и попытка представить свою компанию в лучшем свете по сравнению с остальными, пусть конкретных названий и не упоминается.
Еще один пример, который некоторое время транслировался по радио. «Хорошие родители возят своих детей на Лубянку. А вы хорошие родители?». Впоследствии эта реклама была запрещена Федеральной Антимонопольной Службой.
Другой известный случай – проблемы со слоганом канала Муз-ТВ, который сообщал всем желающим, что «Муз-ТВ – главный музыкальный канал».
По мнению сотрудников ФАС такие заявление должны иметь достаточные подтверждения. Поскольку таковых предоставлено не было, слоган использовать запретили.
Примеры недобросовестной и недостоверной рекламы:
к содержанию ↑Форма конкуренции
Если мы вновь обратимся к законодательной стороне вопроса, то никакого четкого описания того, какие именно действия можно отнести к недобросовестной конкуренции, мы не найдем.
Три основных критерия: наличие выгоды у компании, нарушение законодательства России и косвенное причинение материального вреда конкурентам.
К способам относят предоставление ложной информации, которая искажает характеристики конкурентов и самого товара, некорректные высказывания в отношении других производителей. Все это может реализоваться также с помощью недобросовестной рекламы.
Тем не менее, не каждый факт ненадлежащей рекламы можно отнести к проявлению недобросовестной конкуренции.
Важнейшим условием является прямая или косвенная возможность причинения материального вреда конкурентам. Это также может отражаться в снижении доверия к другим компаниям и нанесение вреда их деловой репутации.
Однако обратная зависимость верна всегда. Другими словами, каждый акт недобросовестной конкуренции, связанный с рекламой, является фактом ненадлежащей рекламы.
к содержанию ↑Виды
К видам ненадлежащей рекламы относятся:
- недобросовестная;
- недостоверная;
- неэтичная;
- заведомо ложная;
- скрытая.
Первые два понятия мы уже успели рассмотреть.
К неэтичной рекламе относится та, которая нарушает негласные нормы морали и этики в обществе.
Примерами могут служить употребление ненадлежащей лексики, в том числе наличие ненадлежащих подтекстов.
Также сюда можно отнести оскорбление по религиозному, расовому, политическому признаку, оскорбление убеждений человека либо определенной группы людей.
К заведомо ложной рекламе можно отнести к одной из проявлений недостоверной. В этом случае компания дает информацию, которая призвана дать покупателю ложное представление о продукте.
Скрытая реклама осуществляется через навязывание товара либо мнения аудитории косвенными путями. Так покупатели даже не осознают, что им что-то рекламируется. Это может осуществляться через кинофильмы, телепередачи, радио-подкаты и другое.
Что не облагается НДС в России? Ответ узнайте прямо сейчас.
О видах ненадлежащей рекламы в этом видео:
к содержанию ↑Чего не должно содержаться?
Любая реклама не должна содержать недостоверной информации, касающейся характеристик товара, условиях его применения, месте происхождения, условиях оплаты, доставки и ремонта.
Там также не должно быть негативного упоминания конкурентов, оскорбительных высказываний и намеков в их сторону.
Недопустимо употреблений таких слов, как «лучший», «номер 1», «главный», «самый красивый, удобный, полезный и т.д.».
Кроме того, недопустимы оскорбительные высказывания в отношении определённых групп населения, основанных на религиозном, расовом, политическом и других признаках.
к содержанию ↑Сервисное обслуживание — это какое и что оно включает? Узнайте об этом из нашей статьи.
Куда жаловаться?
Сообщение о факте ненадлежащей рекламы можно направить в Территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы.
На данный момент на территории Российской Федерации именно ФАС занимается решением конфликтов и принятии жалоб, связанных с фактами распространения недостоверной рекламы.
к содержанию ↑Какая ответственность предусмотрена?
Нарушение законов о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную за нарушение гражданского законодательства.
Такие нарушения чаще всего признаются административными и влекут за собой наложение штрафа как на компанию в целом, так и на руководителя в частности.
Также при подаче искового заявления и положительном сходе дела нарушившую компанию могут принудить выплатить компенсацию пострадавшей стороне. При этом даже в случае уплаты штрафа распространение ненадлежащей рекламы нужно будет прекратить.
к содержанию ↑Судебная практика
Яркий пример нарушения рекламного законодательства – рассылка листовок жителям многоэтажек.
Агенты компании, сделавшей это, не признавали это рекламой, так как они считали эту рассылку предназначенной для «неопределенного круга лиц».
Антимонопольные органы с ними не согласились, мотивировав это тем, что действия все-таки были адресными.
На сегодняшний день чтобы рекламу признали ненадлежащий и наложили наказания за ее распространение, нужно официальное обращение в специальные службы.
Конечно, это не касается больших и известных компаний, которые находятся на виду. Во всяком случае всегда лучше рекламировать свой товар честным способом.

Это быстро и бесплатно!