Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Защищая правовые интересы потребителей, законы Российской Федерации констатируют возможность для покупателя в обозначенный отрезок времени вернуть или заменить приобретенный товар.
Предусматривается установление гарантийного срока предприятием, производящим продукт, или продавцом. Гарантия обеспечивает доверительные отношения между участниками процесса купли-продажи и стимулирует к его активизации. Гарантийный срок — что это такое?
Оглавление
Значение термина
Гарантийный срок – параметр, представленный в ФЗ «О защите прав потребителей».
С одной стороны, это промежуток, в течение которого товар не утрачивает внешние и функциональные показатели.
С другой стороны, в данное время клиент вправе апеллировать к производителю или продавцу с целью возврата, ремонта и замены товарного объекта.
Обязателен ли? Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) в п.6,7 статьи 5 определяет гарантийный срок как прерогативу изготовителя и торгового представителя, но не обязательство.
Каковы максимальные сроки гарантийного ремонта по закону о защите прав потребителей? Ответ узнайте прямо сейчас.
На какие товары и работы предоставляют?
Гарантийный срок предназначается для промышленных товаров и работ. Согласно п.4 ст.5 не предполагается срок гарантии на продукты питания, парфюмерию и косметические средства, лекарственные препараты, бытовую химию.
Учитывая специфику перечисленных объектов торговли, ГОСТ назначает срок годности, по окончании которого признается их непригодность.
Когда продавец вправе ввести гарантийный срок на товар? Возможны обстоятельства, когда производитель не обозначил срок гарантии.
Это право берет на себя продавец. Даже если срок назначен производителем, продавец может увеличить время, но не уменьшить.
Информация о гарантийном сроке доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Миф о пожизненной гарантии
Явление «пожизненной гарантии» не подкрепляется в законодательных формулировках.
В истории развития взаимодействия поставщик-потребитель имеются прецеденты объявления данного обязательства перед клиентом.
Например, перьевые ручки Parker, посуда Zepter, зажигалки Zippo и т.д. В действительности декларация «пожизненной гарантии» — это рекламная заготовка для активизации сбыта, желание производителя.
Зачастую она не отличается от обычной гарантии. Её могут обозначить:
- новички в определенной отрасли, когда существует необходимость пробиться сквозь толпу конкурентов;
- производители, запускающие антикризисные программы;
- производители, действующие по принципу эмоционального воздействия на потенциального покупателя.
Вечность для вещей не популярна у зарекомендовавших себя на рынке дорогих производителей в индустрии моды, хайтек, ювелирной и автомобильной промышленности.
Технически усложненные товары
Двоякий подход к утверждению гарантийных сроков для технически сложных товаров:
- подход для потребителей, основывающийся на законе о защите их прав;
- подход для продавца, значительно превышающий первый подход из-за вероятности долговременной задержки товара в торговой точке или складе.
К перечню, определенному Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) принадлежат холодильники, морозильные камеры, посудомоечные и стиральные машины, кофеварки, электроплиты, кондиционеры, компьютерное оборудование и т.п.
Реализация через торговую сеть может задержаться, и производственная гарантия окончиться через некоторое время после покупки. Вне зависимости от этого действует гарантия от продавца в течение 2-х лет от факта покупки, что подтверждает ст. 19 ЗПП.
Если в гарантийном талоне продавец прописал меньший временной показатель, клиент сохраняет право заявить в течение 24 месяцев.
Если не установлен
На эту ситуацию дает ответ п.1 ст.19 закона, регулирующего поведение потребителя.
Если последний обнаруживает изъян в товаре, то обладает узаконенным правом обозначить требования к торговой организации, промышленному изготовителю или импортеру в разумный срок, но в рамках 2-х лет. При прописанных в соглашении особых факторов возможны увеличенные сроки.
Права потребителя
Во время гарантийного срока статья 18 закона предписывает потребителю при нахождении неполадок заявить претензию на выбор:
- заменить товар на аналогичный;
- заменить на товар другой марки и пересчитать стоимость;
- снизить цену в разумном соотношении;
- бесплатно устранить недочет или оплатить ремонтный работы, произведенные потребителем;
- расторгнуть торговый договор и вернуть заплаченные деньги;
- возместить все убытки, причиненные из-за получения товара неподходящего качества.
Если дело касается технически сложного товара, то в интервал 15 дней со дня передачи товара клиенту, он вправе воспользоваться пунктами 1,2,5.
Акт об окончании гарантийного срока: образец.
Это интересно: Сервисное обслуживание — это какое и что оно включает?
Отличительные особенности
Службы
Первостепенными признаются два отличия эти терминов:
- Срок службы — показатель для товаров (работ) с длительным использованием. Гарантийный срок показывается и для этой группы товаров, и для других.
- Величина исчисления гарантийного срока – единицы времени. Срок службы рассчитывается не только временными показателями, но и другими единицами измерения в соотношении с функционалом товара, например, в километрах, метрах.
Что такое срок службы?
Срок службы – временной показатель, на протяжении которого изготовитель наделен ответственностью гарантировать потребителю утилизацию товара по назначению или ликвидировать возникшие недочеты согласно п.6 ст.19 и п.6 ст.29.
Срок службы обладает немаловажными особенностями:
- определяется для товаров длительного использования;
- констатируется для товаров долговременного пользования и их комплектующих, которые спустя время становятся угрожающими для жизни и здоровья клиента, могут навредить его имуществу и отрицательно сказаться на экологии;
- исчисляется единицами измерения, соответствующими предназначению товара или результата работы: времени (годы, месяцы), расстояния (километры, метры) и т.п.
Хранения
Изготовителю вменяется в обязанность рассчитать срок хранения:
- на лекарственные препараты,
- продукты питания,
- парфюмерную продукцию,
- косметику,
- предметы бытовой химии.
Срок хранения — интервал, во время которого продукт при выполнении всех предписаний не теряет свои качественные показатели.
Параметр срока хранения фиксируется в сопроводительном документе. Гарантийный срок измеряется в годах, месяцах, днях.
Эксплуатации
Данный временной промежуток характеризуется тем, что производитель гарантирует качество продукта, стабильное функционирование в эксплуатационный период, причем человек обязан соблюдать правила эксплуатации.
Виды
В строительстве
В ст. 724 и 756 ГК РФ проговариваются гарантийные сроки на строительные работы.
Максимальный отрезок времени, на протяжении которого при появлении изъянов можно обозначить претензии – 5 лет.
По видам выполненных работ приняты следующие сроки:
- для многоквартирного дома – 5 лет;
- для частного дома – до 3 лет;
- проектные работы – до 2 лет;
- кровельные работы в зависимости от используемых материалов – от 2 до 10 лет.
На услуги
Гарантийный срок дается не на саму процедуру услуги, а на её результат, т.е. на материальный продукт. На услугу, не имеющую материального воплощения, гарантийный срок присвоить невозможно, например, на устную консультацию.
По закону на услуги чаще срок гарантии определяется по договору или в соответствии с законом о защите потребителей.
На одежду
Стандартный срок гарантии для одежды (платье, блузка, брюки, джинсы, пуховик) – 30 дней со дня осуществления покупки. Предметы одежды реально обменять или вернуть в интервал 15 дней, включая день покупки.
Одежда должна быть возвращена в первоначальном виде с ярлыками и чеком.
При выявлении брака или недостатка время обращения с претензией – 30 дней.
Гарантийный срок на спецодежду больше, до 12 месяцев.
Для ювелирных изделий
Касательно ювелирных украшений необходимо выделить 3 основных момента:
- Согласно закону гарантийный срок на ювелирную продукцию устанавливает производитель. При обнаружении дефекта до завершения признанного срока покупателю нет надобности доказывать свою непричастность к его появлению, и он прав в законных требованиях.
- Если срок гарантии менее 2 лет, клиент независимо от этого обладает аналогичными правами по ст.18. Кроме того на бирке производитель указывает срок службы изделия. При его отсутствии предполагают срок службы 10 лет для ювелирных украшений.
- В подкрепление к ст. 18 можно добавить отраслевой стандарт 117-3-002-95, устанавливающий время для выяснения дефекта полгода.
На автомобиль
Существуют три вида гарантийного срока на автомобиль:
- Срок, узаконенный в РФ – полгода. В соответствии с ГК РФ ремонт по гарантии в течение 6 месяцев производится вне зависимости от марки, модели и изготовителя.
- Производители назначают срок гарантии, исходя из времени эксплуатации и пробега. Российские производители дают 3-хлетнюю гарантию на большинство переднеприводных машин с пробегом до 50 тысяч км. По европейскому стандарту дается 2 года без учета пробега. Азиатский стандарт предполагает 3 года гарантии с пробегом 100 тысяч км.
- Для дилера гарантийный срок является рекламной уловкой. Он не может дать срок гарантии меньше, чем два предыдущих показателя. Дилер всегда закладывает в стоимость машины риски по её гарантийному ремонту.
На вино
Вино относится к продуктам питания. Ему присущи показатели: срок годности и срок хранения. Гарантийный срок на вино не утверждается.
На мебель
Гарантийный срок на мебель определяет производитель согласно закону: год, полгода, 2 года и т.д. Он фиксируется в паспорте на изделие. Гарантируется бесплатный ремонт, но не осуществляется при возникновении дефектов в случаях:
- стихийных бедствий (затопления, пожара и т.п.);
- при возникновении повреждений механического, химического или термического воздействия;
- при нарушении эксплуатации мебели.
Здания
Срок службы строения обусловлен:
- качеством выполненного строительства,
- износостойкостью использованных материалов,
- эксплуатационными условиями,
- неблагоприятным влиянием внешних факторов,
- от своевременности и систематичности ремонта.
По сроку службы здания делятся на 3 группы:
- более 100 лет,
- от 50 до 100 лет,
- от 20 до 50 лет.
Каков гарантийный срок застройщика на жилой дом? По Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 03.07.2016) гарантийный срок, устанавливаемый застройщиком на жилой дом, исключая оснащение инженерного и технологического характера, закрепляется договором и не превышает 5 лет.
Указанный срок отсчитывается с момента передачи жилого объекта второй стороне, если иное не прописывается в соглашении.
Нормативный для оборудования
Нормативный срок гарантии технического оборудования утверждается в договоре и не может быть менее трех лет. Его исчисление ведется с факта подписания первого акта передачи.
Для сезонных товаров
Спецификой исчисления срока для товаров сезонного употребления (обуви, одежды, аксессуаров) является зависимость начала отсчета от начала сезона, которое устанавливается субъектом РФ с учетом климата и местонахождения.
С какого дня отсчитывается?
С какого момента начинает течь гарантийный срок? Начало отсчета гарантийного срока – дата предоставления товара потребителю. Но имеются другие варианты:
- При невозможности восстановить дату покупки гарантия отсчитывается от даты изготовления.
- Период доставки приводит к несовпадению даты покупки и даты начала использования. В этой ситуации срок фиксируется с момента доставки.
- У сезонных продуктов гарантия начинается с наступлением сезона.
Если гарантийный срок не указали ни производитель, ни продавец, он просчитывается от факта приобретения.
Как считать?
Гарантийный срок товара или работы высчитывается единицами, обусловленными функциональной составляющей товара. В основном это единицы времени и измерения расстояния. Данный факт подтвержден п.3 ст.5 закона о потребителях.
Ликвидация дефектов осуществляется в минимально объективный срок, не превышающий 45 дней.
Минимальный
Законодательные акты не рассматривают такое понятие как минимальный срок гарантии.
Это не означает беззащитность клиента перед продавцом.
Закон оговаривает, что человек может обратиться с заявлением при выявлении изъянов в разумный срок, но в границах 2 лет.
Когда заканчивается?
Если клиент выявил значительные проблемные места по окончанию гарантийного срока, ему потребуется аргументировать, что это возникло до покупки.
Объявить претензии продавцу для него возможно по истечении 2-х лет, в период срока службы или в течение 10 лет, если срок службы не обозначен.
В конкретном индивидуальном факте выявления дефекта в купленном продукте потребитель должен опираться на Закон, который поможет ему в решении проблемы.
Скачать образец претензии продавцу о недостатках товара обнаруженных после окончания гарантийного срока.
О том, что такое гарантийный срок на товар или услугу, и чем он отличается от срока службы и годности, вы можете узнать из видео:
Это быстро и бесплатно!
Сайт pravapot.ru является ценным информативным ресурсом для всех, кто интересуется вопросами прав потребителей и других областей законодательства РФ. Сайт предлагает рубрики: Общую информацию, Товары, Услуги, Другое, в которых можно найти полезные статьи, новости и советы по различным правовым вопросам.
Одной из особенностей сайта является возможность обращения на горячую линию, где опытные юристы готовы ответить на вопросы пользователей. Это позволяет получить квалифицированную консультацию по интересующим вопросам, связанным с правами потребителей и любым другими юридическими и смежным аспектам.
Разделы сайта содержат информацию о правах потребителей, особенностях покупки товаров и услуг, законодательных нормах и спорных моментах. Пользователи могут узнать о своих правах, обязанностях продавцов и исполнителей, а также получить советы по защите своих интересов в различных ситуациях.
Сайт http://pravapot.ru является удобным и информативным ресурсом, который помогает пользователям разобраться в правовых вопросах, связанных с правами простых граждан. Мы будем рады помочь вам!